583
1 Августа 2018
Двухлетний ребенок каждый миг открывает для себя все новые и новые стороны окружающего мира. Он ни минуты не сидит на месте, стараясь успеть все и везде. Задача родителей на этом этапе – помочь ему всесторонне, гармонически развиваться и в то же время не подавить индивидуальных способностей. Не стоит забывать, что малыш должен освоить все базовые знания, умения и навыки.
Максу 2 года.
Как растут наши детки?
Что обеспечивает рост ребенка? Это хрящевые зоны и гормон роста. Нужно тщательно следить за развитием ребенка до 18 лет. Почему именно до 18? Под влиянием половых гормонов во время полового созревания хрящевые зоны, которые отвечают за развитие ребенка, окостеневает. Если есть какие-то отклонения, нужно обязательно обращаться к врачу, иначе позже это вылечить будет достаточно трудно. Наверное, все родители замечали, что ребенок не растет одинаково на каждом этапе своего развития, есть определенные скачки, особенно активно растет и набирает вес малыш в первые месяцы своей жизни, в этот период ваше чадо может вырасти на 25 сантиметров. После этого этапа детки растут медленнее, рост детей в 2 года увеличится примерно на 8-12 сантиметров, а после двух лет он еще сильнее замедлится, в три он вырастает только на 10. Дальше ваш малыш в год будет прибавлять в росте от 4 сантиметров. В возрасте примерно 4-5 лет имеются наиболее яркие скачки, но они вызваны индивидуальностью организма.
Двухлетний ребёнок – физическое развитие
Вес и рост двухлетнего ребенка – это индивидуальный вопрос, который в значительной степени зависит от наследственности. Двухлетний ребенок весит около 13 кг, а рост его около 85 см. Большинство детей этого возраста спят около 14 часов в день. С двухлетнего возраста многие дети перестают спать днём.
Также малыши возрастом 2 года могут не только гулять, но и бегать и взбираться наверх, сам выбирается из кроватки. Он также может спускаться и подниматься по лестнице, но одним шагом, поставив на ступеньку обе ноги. У двухлетнего ребенка изменчивый аппетит, он все чаще начинает выражать своё мнение и заявляет, что он будет есть, а что нет.
Что еще может двухлетний ребенок ?
- Он может самостоятельно есть ложкой,
- Сам пьет из чашки,
- Стоит на цыпочках,
- Ходит назад, бегает и прыгает,
- Может на ходу поднять игрушку,
- Он может наклониться и поднять что-то с пола,
- Моет руки под присмотром взрослого,
- Он лучше владеет своим телом,
- Он открывает дверь за ручку,
- Отталкивается ногами на трехколесном велосипеде,
- Рисует карандашами и фломастерами,
- Умеет строить из кубиков,
- Ловит и бросает мяч.
Факторы, влияющие на развитие и рост малыша
Интеллектуальное развитие
В этой области рассматриваются развитие памяти, речи, мышления и восприятия. Насколько развиты эти процессы, можно оценить по нескольким критериям:
- правильная реакция на музыку, пританцовывания или покачивания в такт мелодии;
- выполнение простых просьб в несколько действий;
- повторение коротеньких детских стишков или рассказ их вместе с взрослым;
- позиция исследователя, так ребенок часто пытается разобрать или даже сломать предмет с целью его изучения;
- словарный запас до 130 — 150 слов (в том числе и пассивный);
- составление простых предложений или коротких фраз.
Карликовость
Теперь переходим к другой крайности – карликовость. Как ни трудно догадаться, это противоположность гигантизму. Его можно выявить, когда ребенок намного ниже своих сверстников, его развитие стоит на одном месте и не собирается двигаться вперед. Эта болезнь проявляется рано, рост детей в 2 года уже может быть показателем его развития. Поэтому будьте к деткам очень внимательны в возрасте 2-3 лет. Если рост ребенка после 2 лет сильно замедлился, и вместо положенных 10 сантиметров, а ваш малыш набирает только по 2, то это веский повод обратиться к врачу. Врач назначит МРТ и анализ на гормоны. Следите за развитием ваших деток, обеспечьте правильное и полезное питание, кушайте больше фруктов и овощей, тогда вы обеспечите вашему чаду активное развитие.
Самообслуживание
Ребенок в два года:
- самостоятельно пьет из чашки, кушает ложкой из тарелки, правда, не всегда аккуратно;
- уже ходит на горшок или регулярно просится, иногда без слов;
- умеет одеваться и раздеваться, размещать одежду в пространстве на привычных местах;
- моет ручки и вытирает их полотенцем;
- чистит зубки пока с помощью родителей;
- умеет снимать носочки и варежки без труда;
- может убирать игрушки в паре с мамой или папой;
- собирает вещи с сумку и достает их обратно;
- любит участвовать в коллективной работе, например, уборке квартиры, мытье и складывании посуды.
Особенности развития ребенка в 2 года
Как говорилось ранее, рост детей в 2 года немного замедляется, не следует сильно паниковать по этому поводу. Возможно, это индивидуальные особенности его организма. Но если ребенок 2 года маленького роста, а именно ниже 80 сантиметров, то стоит обратиться к врачу. Это может быть карликовость. Ребенок в этот период должен быть максимально активным, должен уметь прыгать, бегать, перешагивать препятствия. Дети в этом возрасте очень капризны и эмоциональны, пытаются подражать всем, кто им близок. Начинает показывать свою сообразительность, например, ловит сочком рыбок, быстро подхватывает инициативу игры. Если рядом будет любимая кукла и посуда, то игрушка будет обязательно накормлена. Словарный запас ребенка еще не особо велик, но он может назвать и показать практически все части тела, произносит простые слова и словосочетания. Может выполнить до трех поручений типа: принеси, положи, отдай. Детки в этом возрасте могут искренне переживать и сочувствовать, они могут пожалеть, помочь. В возрасте двух лет, малыш уже контролирует свои физиологические потребности, сам может частично одеться, знает где что лежит, может сам принести свою одежду и обувь.
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Особенности развития ребенка в 3 года
Ребенку, которому стукнуло 3 года, будут неинтересны те же игры, которые занимали, когда было ребенку 2 года. Какой рост должен быть у малыша трех лет? И мальчики, и девочки приблизительно одного роста – 96-97 см. К трем годам малыш с удовольствием будет прыгать в высоту, в длину, ходить по наклонной доске, бросать и ловить мяч. В отличие от детей меньшего возраста, детки в три годика уже могут играть со сверстниками и делиться своими игрушками. В этот период детям нравятся ролевые игры, они осознанно берут определенную роль, например «мама», «папа» и тому подобное. Что касается речевого развития, то в ход идут сложные предложения, со словами, которые выражают эмоции, ощущения деток.
Социализация и взаимодействие со взрослыми
Основы будущей способности коммуницировать закладываются у ребенка двухлетнего возраста.
Ребенок в два года завязывает новые знакомства на детской площадке или в песочнице чаще без слов. Он рассматривает другого кроху, подходит и дотрагивается к нему, иногда берет за ручку. Учится взаимодействовать с детьми через игру и ссоры из-за игрушек. Молодым родителям особо делать ничего не нужно при этом, только наблюдать, успокаивать и объяснять.
Ребенок понимает просьбы родителей, состоящие из 2-4 последовательных действий. Например, «возьми мячик, отнеси его к игрушкам и положи в коробочку». Охотно их выполняет, различает интонации мамы и папы.
Изменения в физиологии малыша
Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.
В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:
- при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
- лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
- пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
- количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
- мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.
Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.
Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.
Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.
Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.
Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.
Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.
Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.
Упражнения для развития речи
Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.
Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.
Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.
Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.
Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.
Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:
- Посылать друг другу воздушные поцелуи;
- Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
- Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.
Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.
Почему одни растут быстрее других?
Часто рост и вес ребенка определяется генетическими факторами. Если оба родителя довольно высокие, то и их малыш, вероятней всего, будет отличаться большим ростом. То же самое касается и веса, но здесь огромную роль играет еще и питание. Ребенок, чьи родители страдают от лишнего веса, может иметь высокую предрасположенность к полноте. При этом если он питается правильно, то его вес может оставаться в пределах нормы. И, наоборот, дети, генетически не предрасположенные к набору веса, даже питаясь обильно, вполне могут остаться худыми.
Огромное значение для правильного развития детей играют благоприятные бытовые условия (чистота и уход), правильный режим дня, ежедневные прогулки, физические нагрузки и т.д.
Дети до 1 года
Как правило, рост здоровых новорожденных варьируется от 46 до 56 см. Мальчики обычно длиннее девочек. Хотя последние могут сильно опережать первых по росту, если имеют высоких родителей. Вес и тех и других при рождении чаще всего составляет 2,6-4 кг. Причем масса тела ребенка в момент, когда маму выписывают из роддома, может быть меньше той, с которой он родился.
Правильное соотношение роста и веса ребенка грудного возраста показано в следующей таблице. Параметры грудного ребенка
Месяц | Мальчики | Девочки | ||
Вес (г) | Рост (см) | Вес (г) | Рост (см) | |
3600 | 50 | 3400 | 49,5 | |
1 | 4450 | 54,5 | 4150 | 53,5 |
2 | 5250 | 58 | 4900 | 56,8 |
3 | 6050 | 61 | 5500 | 59,3 |
4 | 6700 | 63 | 6150 | 61,5 |
5 | 7300 | 65 | 6650 | 63,4 |
6 | 7900 | 67 | 7200 | 65,3 |
7 | 8400 | 68,7 | 7700 | 66,9 |
8 | 8850 | 70,3 | 8100 | 68,4 |
9 | 9250 | 71,7 | 8500 | 70 |
10 | 9650 | 73 | 8850 | 71,3 |
11 | 10000 | 74,3 | 9200 | 72,6 |
12 | 10300 | 75,5 | 9500 | 73,8 |
Нормальным развитием считается, если в первые три месяца жизни ребенок прибавляет по 3-4 см. В трехмесячном возрасте темп роста снижается до 2,5 см, а после полугода — еще до 2 см. Дети от 9 месяцев до года растут заметно медленнее, поэтому не нужно переживать, если малыш прибавляет всего 1 см в месяц.
Что касается веса, то здесь прибавка в первом полугодии должна быть не менее 600-800 г, а во втором — 300-550 г.
Как помочь ребёнку расти и развиваться
Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.
К ним относятся:
- климатические условия, в которых растёт маленький человек;
- режим кормления и сна;
- экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
- физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.
Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.
Для развития физических данных малышу необходимо:
- Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
- Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
- Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
- Значительную роль играют физические нагрузки:
- игры с использованием мяча;
- прыганье на двух ногах;
- подражание движениям животных;
- поднятие посильных предметов для выработки силы;
- хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
- ходьба на носочках и пяточках;
- висы на турнике и кольцах;
- ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
- активные игры – хоровод, догонялки;
- лазанье по канату и домашней шведской стенке;
- упражнения на фитболе.
Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:
- игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
- выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
- изучение цифр, основ арифметики;
- нахождение различий на одинаковых картинках;
- сортировка предметов по разным признакам;
- прятки, нахождение описанных словами игрушек;
- игры на запоминание, на удачу;
- изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
- знакомство с временами года, суточными периодами;
- обсуждение событий прошлого дня;
- разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.
Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:
- прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
- танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
- игра на музыкальных инструментах;
- выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
- пение с мамой;
- отбивание простого ритма ладошками.
Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.
Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:
- можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
- устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
- учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
- обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
- описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
- просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
- чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.
Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.