Найди предметы красного цвета
Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.
Жёлтый цвет
Учимся различать красный и желтый цвета
Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.
Зелёный цвет
Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета
Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.
Синий цвет
Учимся различать зелёный и синий цвета
Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».
Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета
Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»
Разложи по коробочкам
Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место.
Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку.
Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»
Подбери куклам одежду
Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.
Как наладить зрительный контакт с грудничком?
Привлечь внимание малыша помогут следующие рекомендации:
- Замечено, что в вертикальном положении (даже в первые дни жизни) новорожденный лучше фокусирует взгляд. Соответствующее расположение поможет родителям войти в контакт с ребенком, привлечь внимание малыша.
- При контакте с ребенком важно соблюдать расстояние (оно не должно быть меньше 20 сантиметров). Показывать предметы следует медленно, не стоит спешить — ребенок должен успеть сосредоточиться.
- Вешать игрушки в кроватке у грудничка в первые месяцы жизни следует не перед его лицом, а немного сбоку, левее или же за ножками.
Считается, что в младенческом возрасте дети больше изучают мужские черты лица, поскольку они крупнее и отчетливее женских. Поэтому малыши с большой охотой смотрят на своих пап. При этом важно взрослым следить за речью — она не должна быть чересчур громкой и пугающей. Привлечь внимание малютки поможет живая мимика и улыбка.
Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы
Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам.
Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету.
Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.
Когда ребенок начинает различать цвета?
Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни.
Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано.
Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.
Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.
Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.
Учим цвета во время повседневных игр и прогулок
Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр.
Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей.
То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.
Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».
1. Сортировка по цветам
В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:
- Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
- Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
- Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.
Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.
Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.
2. Игры из серии «Подбери пару»
Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.
- Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.
3. Цветное лото
Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.
В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.
В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики» (Ozon, My-shop, Read) от «Школы семи гномов».
4. «Цветные» дни
Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает.
Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути.
Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:
- Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
- Надеваем одежду соответствующих тонов;
- Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
- На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
- Играем с цветовой сенсорной коробокой;
- Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (карточек);
- Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
- Играем в лото заданного цвета (см.выше);
- Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)
Возрастные особенности цветовосприятия
- Новорожденные видят мир черно-белым.
Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.
- В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.
Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.
- К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
- Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям.
Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.
- Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам.
Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.
- Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.
Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.
- Цветовые предпочтения меняются с возрастом.
Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.
Учим малыша различать цвета
Цвета и возраст
Новорождённый ребёнок воспринимает окружающий мир как большое пёстрое пятно. Примерно со второго месяца жизни малыш начинает различать жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, чёрный и белый цвета, а к шести месяцам – фиолетовый. Речь идёт именно о различении, узнавании.
Ребёнок ещё не может назвать ту или иную окраску, сгруппировать игрушки, картинки по этому признаку. В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ребёнок ориентируется в спектре, но цвета ещё не выступают существенными признаками, по которым определяются объекты.
Ребёнок от 3 до 7 лет может различать и называть цвета, оттенки (салатовый, светло-коричневый и т. д.), сам выбирает карандаши, краски, фломастеры для рисования, раскрашивания, кубики для возведения постройки, детали для создания образов из конструктора.
Границы выделенных периодов формирования цветоразличения у ребёнка нечёткие и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, условий его воспитания.
Таким образом, различать цвета кроху можно учить уже в младенчестве. Вот некоторые способы обучения.
Показ и называние
Поскольку красок в мире много, отделяйте наименование цвета от вещи, произносите не «Это синие качели», а «Это качели, они синие». Шестимесячного малыша знакомьте с одинаковыми внешне, но по-разному окрашенными предметами: «Это колечко красное, а это – голубое».
Сотрудничество
Обучение цветоразличению сочетайте с упражнением малыша в ходьбе. Разместите кирпичики из конструктора в разных местах комнаты и предложите ребёнку подойти к каждому из них: «Пойдём по дорожке до жёлтого кирпичика», «Пойдём по дорожке до синего кирпичика» и т. д.
Игра
Дети начинают играть примерно с двух лет. Ребёнок укачивает куклу или мишку, кормит их, катает на игрушечной машинке.
Думаете о том, как научить ребёнка распознавать цвета? Включитесь в игру, акцентируйте внимание малыша на окраске игрушек, кукольной одежды, посуды, мебели: «Зайчик будет пить чай из красной чашки, а мишка – из синей», «Куклу Машу оденем в жёлтое платье, а куклу Катю – в зелёное».
Проблема, как научить ребёнка различать цвета, волнует не только родителей, но и педагогов. Специалисты разрабатывают дидактические (обучающие) игры. Вот одна из них (подходит для детей 2-3 лет). Вырежьте из цветного картона одинаковое число квадратов со сторонами 12 и 8 см. В центр каждого большого квадрата приклейте изображение мышки на белом фоне. Предложите ребёнку помочь грызунам спрятаться в «норках» от кошки. «Норки» – это большие квадраты. Маленькие геометрические фигуры – это «дверцы», которые нужны, чтобы хищница не обнаружила добычу. Маленьким красным квадратом закрываем мышку на большом красном квадрате, зелёным – на зелёном и т. д. Просите ребёнка называть цвета «норок» и «дверей». Малыш с удовольствием выполнит просьбу. Трёхлетний ребёнок вместе со сверстниками с удовольствием поиграет в подвижную игру «Цветные автомобили». Подготовьте несколько разноцветных флажков для себя и бумажные круги – «рули» для детворы. Цвет круга совпадает с окраской того или иного флажка. Станьте в центре площадки, а детей разместите за её пределами. Вы поднимаете флажок, а малыши, в руках у которых «руль» такого же цвета, ходят или бегают, имитируя движение легковой машины.
Для детей от 4 до 5 лет предусмотрены игры:
- «Разложи по порядку» (предлагается распределить картинки с изображением, например, апельсинов от самого светлого до самого тёмного);
- «Семицветик» (малыш последовательно раскладывает вокруг серединки цветка лепестки цветов спектра);
- «Собери букет для Снегурочки и Солнечного лучика» (для снегурочки подбирают бумажные цветы холодных оттенков, для Солнечного лучика – тёплых) и др.
Будущий школьник увлечётся играми «Составь натюрморт» (на силуэты накладывают подобранные по цветовой гамме изображения), «Назови цвета времён года», «Сложи узор» и т. д. Играйте с детьми, и вопрос, как научить ребёнка различать цвета, потеряет актуальность.
Рисование
Малыши очень любят рисовать, начинают «создавать шедевры» примерно с годовалого возраста. В это время ребёнок рисует произвольные линии, мазки, ритмично заполняет лист бумаги пятнами, не особо заботясь о том, чтобы различать краски палитры.
Пока малыш занят рисунком, комментируйте действия ребёнка, называйте цвета: «Какая замечательная красная линия!», «Какое прекрасное жёлтое пятно!», предлагайте попробовать разные краски: «Возьми зелёную, посмотрим, что получится», «А здесь, наверное, лучше синей».
Чтобы помочь двухлетнему ребёнку ориентироваться в цветах, используйте игровые упражнения:
- дорисовать шарикам ниточки (шарики нарисуйте заранее, ребёнок добавит ниточку такого же цвета, что и шарик);
- нарисовать лучики солнышку и дождик из тучки (солнышко и тучку изобразите на разных листах, ребёнок дорисует лучики жёлтым цветом, а дождик из тучки – синим или фиолетовым);
- дорисовать лепестки (нарисуйте несколько лепестков, ребёнок дополнит изображение, используя те же цвета) и др.
Дети от 3 до 5 лет рисуют предметы, элементарные сюжеты, декорируют получившееся работы. Во время рисования представления дошкольников расширяются. Малыши используют основные цвета и оттенки, учатся различать близкие и контрастные, тёплые и холодные тона.
Рисунки детей от 5 до 7 лет более сложные. Дошкольники сочетают линии, цвета, техники рисования. Вот и ещё один ответ на вопрос, как научить ребёнка различать цвета. Рисуйте с малышом почаще.
Ни в коем случае не оставляйте ребёнка один на один с красками, кистями, другими принадлежностями для рисования.
Раскрашивание
Малыш заинтересуется раскраской, и родителям не придётся беспокоиться о том, как научить ребёнка различать цвета.
Наблюдения в повседневной жизни
Ребёнка знакомят с разнообразием красок не только на специальных занятиях, но и «между делом», называя цвета во время прогулки («Это небо, оно синее, но бывает голубым, фиолетовым, сиреневым», «Это зелёная ель, а это – голубая»), сервировки стола («Поставим на стол сиреневые блюдца и чашки»), приёма пищи («Передай мне, пожалуйста, белую салфетку»), подготовки одежды на завтра («Пойдёшь в садик в красном платьице»), другой совместной деятельности.
Сотрудничество
Крохам второго полугодия жизни показа и называния уже мало. Важно, чтобы ребёнок собирал пирамидку, упражнялся с вкладышами, кубиками, пробовал уложить «Ваньку-встаньку». Покажите малышу образцы действий, так он быстрее станет различать предметы по цвету. Внимательно следите за безопасностью младенца. Годовалый малыш стремится увидеть, потрогать, обследовать всё, что попадается у него на пути. Используйте это стремление, чтобы познакомить ребёнка с разными цветами: «Поставим красный кубик на синий, получится башня», «Сначала будем нанизывать на штырь пирамидки жёлтое колечко, потом – зелёное». Обучение цветоразличению сочетайте с упражнением малыша в ходьбе. Разместите кирпичики из конструктора в разных местах комнаты и предложите ребёнку подойти к каждому из них: «Пойдём по дорожке до жёлтого кирпичика», «Пойдём по дорожке до синего кирпичика» и т. д.
Как научить ребенка различать цвета?
«Мой малыш не различает цвета, что делать?» — «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»
С какого возраста ребенок может различать и называть цвет
Попробуем разобраться вместе — к какому возрасту различать цвета?
Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить.
А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков — относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества.
Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.
Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.